Сложная задача музыкального воплощения поэзии

Очень сложная задача музыкального воплощения поэзии Маяковского была облегчена в «Истории про бублики» тем, что взятые композитором стихи написаны в стиле частушки или раешника. Отсюда песенные черты в самом их строении (четкое членение на куплеты, ровный, «правильный» размер), которыми и воспользовался Свиридов.

Напев в его пьесе — это, по существу, частушечный говорок с речевыми и песенно-плясовыми интонациями — бойкими, насмешливыми, острохарактерными. Нередко слышатся и обороты солдатских песен, будто речь ведется непосредственно от лица «красного защитника» пишет njkenpo.com..Подобные интонации, как известно, не отличаются особой плавностью и закругленностью. Свиридов же гиперболизирует их прямолинейность, делает их особенно «рубленными», нарочито упрощенными, подобно контурам фигур на агитплакатах РОСТА. Но сохраняется образная гибкость музыки: от куплета к куплету напев меняется в зависимости от стихов (см., например, как выделены слова «тетя», «бублик», «прочь»), в нем появляется широкий минорный припев, связанный с жалобными словами в тексте.

Ясная жанровая основа ощущается также в партии рояля. Он подражает гармонике. Свиридов и здесь использует гиперболу. На рисунках Маяковского для «Окон РОСТА», если красноармеец высок — то достает до солнца, если пан толст—то совершенно кругл, как шар. То же в стихотворных подписях к этим рисункам (по существу, гиперболична ситуация и в данном стихотворении: пан проглотил бабу вместе с бубликами). Аналогичным образом в фортепианной партии у Свиридова по-лубочному преувеличены признаки гармошечно-часту- шечного стиля. Для данного стиля типичны созвучия с секундами (вспомним «Крестьянские ребята»)—и в «Истории про бублики.» секунды звучат в каждом аккорде, причем не по одной, а по две-три одновременно, пишет 1lady.net.

Гиперболизация есть и в отыгрышах рояля, напоминающих воинские фанфарные сигналы. Они звучат по-лубочному «грозно» (но на самом деле не пугают) из-за «устрашающего» наслоения секунд, аккордов разных функций и тональностей. Очень смешно охарактеризована рассерженная баба — отрывистыми акцентированными басами с форшлагами (соединение преувеличенной массивности и неуклюжести с несоразмерной прыткостью).