Бытовая дискриминация

Экономические трудности лопарей дополнялись также трудностями, проистекавшими от тех явлений, которые нельзя иначе назвать, как проявлениями бытового расизма. Лопари подвергались насмешкам и гонениям. Как утверждала одна американская журналистка в конце 1950-х годов в интервью корреспонденту норвежской газеты «Арбейдербладет», она испытала на себе эту дискриминацию. В лопарской женской одежде американка находилась на борту местного парохода, курсировавшего у побережья Финмарка, и много натерпелась от презрительного отношения окружающих, считавших ее лопаркой. «Ехидные шпильки» в адрес лопарей можно слышать в городах Финмарка.

Дискриминация передко проявлялась в вопросах брака. Если не считать финнов, которые в прошлом на севере своей страны часто женились на лопарках то браки лопарей и лопарок с людьми других народов в странах Северной Европы очень нечасты. Читайте также : курсы барменов. Вряд ли можно объяснить факт, что шведки, норвежки и финки не выходят замуж за лопаря, только тем, что боятся трудностей кочевой жизни. Да и кочевые лопари составляют сейчас лишь 8—10% (например, в Норвегии — 1800 человек) от общего числа лопарей, а остальные — рыболовы, мелкие земледельцы, разнорабочие. Интеллигенция лопарей, правда, до сих пор невелика и состоит преимущественно из учителей. Писатель из лопарей известен только один — шведский лопарь Юхан Тури (1854— 1936 гг.), написавший с помощью датского этнографа Эмилии Демант «Книгу о саамской жизни» (1910 г.).

У лопарей семьи обычно прочны и разводов почти не бывает. Еще в XVIII в. лапландцы характеризовались так, «Нрав лапландцев весьма тих и весел, они не вступают почти ни в какие раздоры, живут порядочно, весело и имеют отвращение к тем, которые женятся на близкой родне». В этой цитате противоречит действительности последнее утверждение насчет отвращения к тем, которые женятся «на близкой родне». Проживая ограниченными территориальными сийдами, обычно естественно изолированными не только от других народов, но и от соплеменников, лопари имели ограниченную возможность вступления в брак с людьми со стороны.

Если же лопарка выходила замуж за пелонаря, то брак обычно бывал недолговечен. Как отмечалось в скандинавской литературе, именно пренебрежительное отношение к супруге-лопарке как к существу низкого происхождения являлось причиной развала такой смешанной семьи. И вот тут-то и оказывалось, что самой распространенной возможностью брака был брак внутри сийды, объединения семей, живущих из поколения в поколение совместными группами и давно перероднившимися друг с другом. Сийда оказывалась эндогамным родом, в котором, по свидетельству норвежского археолога и этнографа Гуторма Иессинга, «браки между двоюродными братьями и сестрами были обычными в прежнее время».

Лопари не составляют однородной по хозяйственным занятиям и компактной по местожительству группы, и это мешает им вести совместную борьбу за свои права. И все же именно благодаря их письменным жалобам, выражению устных протестов через священников и ученых-лопареведов, а отчасти и как результат поддержки их передовой интеллигенцией всех трех стран Северной Европы, прежде всего ученых-лопареведов, в последние десятилетия положение меняется. К примеру, в Норвегии уже 12 мая 1933 г. в специальном законе об оленеводстве устанавливалось, что кочевые лопари имеют монопольное право заниматься оленеводством во всех традиционных местах норвежской Лапландии — в провинциях Финмарк, Тромс, Нурланн, Северном и Южном Трённелаге, а также отчасти в Северном Хедмарке (юго-восточнее Рёруса). Оно подразумевает право на бесплатное пастбище на общинных государственных угодьях в высокогорье. Право четко регламентировано не в границах, а в деталях, право бесплатно пользоваться лесом для топлива, изготовления инвентаря, движимого имущества, утвари, стоек для палаток и землянок, для изгородей, право ставить шалаши, землянки, склады продовольствия. Но этот же закон также предусматривает компенсацию хозяевам за ущерб на обрабатываемой земле собственников и на общинных угодьях крестьян — на лугах, сенокосах, пастбищах, в лесах. Соответствующие права получили также горные и лесные лопари в Швеции и в Финляндии. После второй мировой войны лопари добились расширения своих прав и привилегий.

Читайте также мои публикации: Анализ урока литературы.